Частное мнение

по поводу работы Стилианоса Аттешлиса (Даскалоса)

«Эзотерические практики. Христианские медитации и упражнения». Перевод с немецкого Владимира Власова

 

          Прежде всего, хочется провести чёткую разделительную черту между «Тайной Доктриной» Елены Петровны Блаватской и Агни-Йогой, с одной стороны, и учением, преподаваемым Даскалосом, с другой стороны. Переводчик «Эзотерических практик» пишет в предисловии к этой работе: «Те же, кто не знаком с учением, передаваемым Даскалосом, но знает “Тайную Доктрину” Елены Блаватской и Агни Йогу, переданную Еленой Рерих, а также другие ведущие эзотерические учения, смогут сравнительно быстро разобраться в материале, так как эти учения очень близки, а немногие отличия вызваны, главным образом, местом и временем передачи, а также аудиторией, на которую они направлены… Поэтому основные различия я вижу в терминологии, используемой учителями-передатчиками учений, даваемых из единого источника, а также в том, каким областям эзотерической философии они уделяют основное внимание.)».

Мы возражаем против этого утверждения. Медитативные тренинги, упражнения по развитию тонких тел и психического аппарата, на которые обращает особое внимание своих последователей доктор Даскалос, не имеют ничего общего с самим духом Учения Живой Этики, в котором практика Раджа-йоги хотя и не отрицается, но допускается только под непосредственным руководством опытного духовного Наставника. Вот точка зрения самой Елены Ивановны Рерих:

“Открытие центров может происходить без вреда лишь под руководством Великого Учителя, видящего истинное состояние нашего организма во всей сложности его и знающего, что и когда возможно применить или допустить. Не забудем, что, именно, при трансмутации центров происходит страшное напряжение их и приливы крови к ним. Учитель должен уметь перенести иногда эти напряжения в более безопасное место или же удалить лишнюю кровь, чтобы избежать общего воспламенения и огненной смерти. Если ученик готов к такой трансмутации, то, поверьте, Учитель не упустит ни минуты и даст все доступное по организму и по условиям его жизни. Много писала я своим корреспондентам о вреде механических способов и об опасности развития медиумизма. Для истинного ученичества нужно проявить силу духа и знать истину, а не увлекаться фокусами, доступными каждому медиуму»[1].

          Давать в печатной работе для широкого круга читателей «эзотерические» практики медитации, концентрации и визуализации, чтобы любой и каждый в силу своего личного понимания начинал прилагать усилия в этом направлении, значит подвергать реальной угрозе физическое и психическое здоровье независимых искателей истины. В этом приёме заключается главная подмена (или замысел?) Стилианоса Аттешлиса.

Характерно, что во введении Даскалос пишет: «Ощущать потребность быть рядом с мастером или же окружить себя всеми святыми писаниями мира означает нечто схожее с парой костылей, на которые человек опирается, чтобы идти по своему пути. Всё же ты должен оставаться самим собой, должен искренне и бесстрашно познавать жизнь».

Это очень похоже на провокацию, смысл которой подтолкнуть независимого, но неопытного искателя истины к практическим упражнениям без наставника, на опасный путь, который вполне может закончиться для новоявленного адепта, психическим заболеванием, одержимостью и даже смертью. В свете этого странно звучит одна фраза из молитвы Христовой, опубликованной в работе Даскалоса:

 

«Отче наш, сущий на небесах!

Да святится имя Твоё;

Да приидет Царствие Твоё;

Да будет воля Твоя

И на земле, как на небе.

Хлеб наш насущный

Дай нам сегодня;

И прости нам долги (прегрешения) наши,

Как и мы прощаем

Всякому должнику нашему (нашим сёстрам и братьям).

И веди нас в искушении…»

 

Именно Даскалос искушает своих читателей. Вот характерный фрагмент, подтверждающий это утверждение из его интервью Паулю Скорпену:

 

П.: “Кажется, это действительно так. Мы встречаем столь многих искателей истины, которые полагают, что для того, чтобы достичь озарения, требуется только изучать всё больше и больше материала, и притом нового. Я же часто спрашиваю себя, не следует ли нам для того, чтобы приблизиться к истине, лучше поменьше знать теории, а больше узнавать из опыта?”

Д.: “Абсолютно верно. Это в меньшей степени является вопросом накопления знаний, а в большей делом открытия и очищения того, что мы уже имеем, чем мы уже являемся. Мы не можем стать чем-то, чем мы уже не являемся!”

 

          Противопоставляя свою систему восточной, Даскалос произносит фразу, на которую мы хотим обратить внимание:

«Так, например, мы на западе воспитываемся в убеждении, что наша личность вполне независима от других, в то время как восприятие собственного “Я” на востоке является скорее коллективным и меньше направлено на отдельное. Следующий пункт, который отличает нашу работу от работы на востоке, это наше обращение с “низким Я”, которое мы называем нынешней личностью. Многие восточные школы следуют тенденции стереть низкое “Я”, а затем существовать в своего рода пустом пространстве - “не Я”. Мы же, напротив, видим душу, скрытую в нынешней личности. Мы работаем над тем, чтобы низкие формы выражения “Я” поднять в надлежащую индивидуализированную самость*».

          В этом понятии «индивидуализированной самости» заключается следующая подмена. В Глоссарии читаем:

«Индивидуализированная самость {в хорошем смысле}: личность как объединённое божественное существо. Такая самость охватывает все формы выражения “Я”, начиная от его высшей точки, как святомонадного* дух-Я-существа*, до низшей - незначительной временной личности. Внутри самости не умаляется значение ни одной из форм выражения, но ценится сама по себе. Наше дух-Я-существо участвует в радости творения* Абсолютной Сущности (выражать себя в себе самом), в то время как оно выражает себя внутри своей собственной самости».

Сравните этот фрагмент с тем, что пишет о самости Елена Ивановна Рерих: «Лишь это огненное очищение открывает доступ к Башням. Но трансмутация эта назначается только тогда, когда дух победил самость. Сказано: "Эго самости есть породитель всех серых накоплений, потому, когда явление самости затмевает дух, можно утверждать, что огонь трансмутирующий не может прикоснуться... Когда дух окружает свою явленную мощь в зерне накоплениями нагромождений, то он отрешается от устремления. Нагромождения настолько тяжки, что дух теряет доступ к Башням. Потому знающие утверждение продвигаются трансмутацией своего Эго. Когда дух не может устремиться, чтобы изжить свои нагромождения, он притягивает утвержденное препятствие. Так существует равновесие между устремлением и следствием. Крылья духа дают мощь полетов в высшие сферы, но тяжесть. самости шагает, спускаясь к низшим сферам... Только окруженные стеною самости могут извлекать утверждение из самомнения. Потому стена нагромождений является на пути, и только разрушение этой стены даст первый шаг к трансмутации. Центр Эго идет обособленно, удел его - одиночество. Только кооперацией духа и сердца можно найти ключ к Учению"[2].

Согласитесь - разница поразительна!

Даскалос вводит новые термины, которые могут сбить с толку даже видавших виды людей, например, его «мезокосмическая работа». Что это такое?

По мнению автора: К мезокосмической работе относится и наша работа над эфирным двойником для оздоровления и целительства. Кроме того, мы работаем над направляемыми элементалями для создания световых шаров и начинаем нашу настройку на предметы и формы внутри материального, психического и ноэтического миров. Мы будет поражены безмерной мудростью абсолютной сущности”.

Вместо пробуждения сердца – «работа над эфирным двойником», вместо труда на общее благо – «работа над направляемыми элементалями для создания световых шаров». Получается какая-то магическая практика.

          Можно обратить внимание на другие важные несоответствия учения Даскалоса Агни-Йоге.

1. Мы сразу обращаем внимание, что Великого Учителя Иисуса Христа, Даскалос почему-то называет Иешуа Эммануил Христос. Известно, что Иисус был сыном Иосифа, плотника из Назарета. Причём здесь тогда Эммануил?

2. Возвеличивание плоти и перенос акцентов с духовного на материальное: «Наше материальное тело принадлежит к материальному миру, как наше психическое тело принадлежит к психическому миру. Это великая честь - быть участником жизни на этой прекрасной земле, ибо “это не иное что, как дом Божий, это врата небесные” [Быт 28, 17]. Плоть, временами, хотя и тяжкая, и земля святы. И страшно жаль, когда каким-либо образом принижается этот рай, “ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая” [Исх 3, 5]».

3. Расхождение с доктриной эволюции монады: «При вступлении в миры существования (в материальный, психический, ноэтический миры) человеческого существа цикл возможностей запечатлевается в постоянной непрерывной личности*. Ни одна из форм не может избежать цикла возможностей, таким образом, исключается переход души от одной формы жизни к другой. (Люди всегда будут инкарнироваться как люди)».

4. Искажение главной цели человеческой жизни: «Нынешняя личность является проекцией перманентной (непрерывной) личности в миры разделённости. Это маленькое, временное “Я”, сбитое с толку впечатлениями своих пяти чувств, представляет собой совокупность своих элементалей*. Задача нынешней личности состоит в том, чтобы сформировать смиренный, нравственный и наполненный любовью характер».

          Отвлекаясь от анализа текстов работы Даскалоса, хочется рассказать об одном случае из реальной жизни, который имел место в 1999 году в одном из небольших российских городов. Этот случай поразил тогда врачей и криминалистов. Молодую женщину нашли мёртвой в закрытой квартире. При осмотре тела обнаружилось, что часть внутренностей в области грудной клетки и живота выгорела до пепла вместе с рёбрами. Высказывалось предположение о несчастном случае по причине пожара, но никаких следов внешнего возгорания или пожара в квартире не было найдено. Складывалось впечатление, что выгорание тканей тела происходило изнутри, и при этом жар был неимоверной силы, поскольку сгоревшие ткани испепелились. От родственников этой женщины уже после похорон нам удалось узнать некоторые важные подробности этого случая. Упомянутая женщина незадолго до смерти активно занялась практикой духовной работы, включающей концентрацию на центрах и дыхательными упражнениями, сопровождающие её молитвы… Мы не претендуем на роль экспертов, но рискнём предположить, что в данном случае мы имеем дело со случаем так называемого «спонтанного самовозгорания» или «огненной смерти», связанным с воспламенением энергетических центров. Возможной причиной, приведшей к трагическому исходу, явилась, вероятно, несоизмеримость и насилие над энергетическими центрами во время неправильной духовной практики.

Задумаемся в свете сказанного выше: так ли невинны на самом деле призывы Даскалоса к эзотерической практике. Ведь Даскалос договорился до того, что определяет визуализацию как «голос божественного, “ключ” [Откр. 3, 7] к царству небесному».

Может быть, кто-то скажет, что мы сгущаем краски, но лучше быть предупреждённым, чем потерять голову по незнанию. Не будем высказывать предположений к какой иерархии принадлежит доктор Даскалос. Пусть каждый сам ответит для себя на этот вопрос. Но, пожалуйста, будьте осторожнее, не раскрывайте случайных книг!

 

 

Светлов Алексей Васильевич – сотрудник Научно-исследовательской лаборатории по изучению Психической Энергии.

 



[1] Письма Елены Рерих, Том 2, письмо от 05.09.1935 года

[2] Письма Елены Рерих. Том 1. Письмо от 17.08.1930 года

Сайт управляется системой uCoz