Л.В. Шапошникова
ПЫШНЫЕ ОЛИМПЫ НИЗШИХ СФЕР
"Следует всегда помнить, что низшим ступеням психизма доступны лишь низшие сферы Тонкого Мира, где немало пышных Олимпов и желающих разыгрывать Учителей Света".
Письма Елены Рерих. (Рига, 1940, T.I. 8.11.34)
По-видимому наступило время, когда опасно расширяющийся процесс потребовал своей оценки. Речь идет о потоке различных передач, контактов, записей и связей с "высшими мирами". Звучат, как по радио, различные космические голоса, их, торопясь и напрягаясь, записывают те, которые называют себя "избранными", "иерархами", "великими учителями". Для всех этих "титулов" сейчас появилось в науке более скромное слово - контакте?. Те, кто достаточно близко соприкоснулся с Живой Этикой, знают, что в конце XX века на нашей планете произошел ряд изменений энергетического характера, которые обусловили возможности сближения с мирами иного состояния материи и усиления энерго-информационного обмена с последними. В этих условиях вряд ли разумно отрицать контакты с иными мирами как таковые. Речь идет о взаимодействии земного человека, в первую очередь, с Миром Тонким, который представляет для него тот "космос", откуда человек и принимает информацию.
Я отбрасываю сразу различного рода подделки и подражания, выдаваемые за "веления космоса", возникающие в земных умах амбициозных и малоразвитых персон, которые сами начинают потом в них верить и настаивать на их подлинности. Таких можно встретить и в самом рериховском движении.
Мир Тонкий, который в силу своих физических и энергетических особенностей находится ближе всего к нашему плотному земному миру, являет собой достаточно сложную структуру и по уровню состояния материи, и по качеству ее измерения. В этом мире, который не только соприкасается с нашим, но и проникает в него, существуют различные слои. Есть низшие, есть промежуточные, есть высшие. Качество контакта земного человека с Тонким Миром, с тем или иным его слоем, зависит от уровня сознания самого человека. Тех, кто соприкасается с высшей сферой этого Мира, немного. Это единицы
, очень редко десятки, но не более того. Большинство же контактеров, обладая недостаточным сознанием, выходят, как правило, в низшую сферу Тонкого Мира. Иными словами, каково сознание, каково духовное и нравственное развитие человека, такова и сфера Тонкого Мира, в которую попадает он как контактор. В низших слоях этого Мира сознание не выше земного, энергетика по своим вибрациям не тоньше земной, а состояние материи близко к плотному. "Конечно, как уже заметили, - читаем мы в Живой Этике, - Тонкий Мир полон запахов. Чем выше, тем совершеннее они. Но низшие слои полны разложения" (Сердце, 327). В силу этого низшая сфера представляет реальную угрозу и для земного мира. В то же время и несовершенства последнего влияют негативно на соответствующий слой Тонкого Мира. Между таким низшим слоем и плотным миром существует как бы обратная устойчивая связь. "Люди жалуются на спутанность мышления в усталости; как же не быть ей, когда несвязные мысли низших слоев Тонкого Мира проникают в сознание. Низшие слои не твердо мыслят, и эти хлопья отрывков мышления засоряют пространство" (Сердце, 83). И еще: "Явление испорченности Тонкого Мира мешает человечеству непрерывно продолжать совершенствование. Но Тонкий Мир извращается земным миром, потому врачевание должно начаться отсюда" (Знаки Агни Йоги, 226). Эти два фрагмента дают нам возможность понять важнейшие особенности взаимодействия двух миров - земного и Тонкого на его низшем уровне. Именно здесь находятся различные темные создания, такие как персонификаторы, подражатели и другие подобные "учителя света". Надо помнить, что Живой Этике, новому мышлению, которое она несет, противостоят силы не только на земле, но и в низших сферах ТонкогоМира. Результат вреда, наносимого последними, зависит от нас самих, нашего сознания, нашего духовного развития, наших нравственных качеств. Все плотно связано в один сложный узел. В этой обстановке проблема распознавания является наиболее важной и острой. И ее верное решение зависит не только от нашей интуиции, формирующейся в нашем духовно-энергетическом пространстве, не только от силы нашего духа, но и прежде всего от того, насколько мы глубоко изучили то, что принесла нам Живая Этика... Несмотря на то, что некоторые украшают стены своих жилищ цитатами из нее, идеи Учения энергетически еще не
проникли в их внутреннюю жизнь и стоят как бы в стороне от их повседневного бытия. Ведь можно слушать и не услышать, смотреть и не увидеть, читать и не усвоить. Два сильных помощника у темных сил, восседающих на пышных Олимпах низших сфер Тонкого Мира, есть на земле. Самость и невежество. То и другое имеют разные обличия. Если перед вами, с утра пораньше, в рабочем кабинете возникают воплощенные Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи и требуют у вас отчета о переданном МЦР наследии, если появляются на пороге Иисус Христос или архаты, "иерархи света" и даже те, кто сокрушил накануне самого Люцифера, вы можете сказать одно слово: клиника. Но когда перед вами кладут книгу в черном переплете с заголовком "Братство, Надземная обитель", то такое слово сюда уже не подходит. Вы открываете ее и читаете: "Я - Бессмертный Дух (как будто дух может быть смертным. - Л.Ш.), Взирающий на вас с белоснежных вершин Священных Гималаев, Обращаюсь к вам, жителям Новой Страны", - и тогда ваша рука тянется невольно к валидолу (еще одно провозвестие!), и вы понимаете, что подобных слов никогда не встречали в параграфах Живой Этики. Их просто там не могло быть. И, листая вышеупомянутую книжонку, вы ощущаете пустоту в мыслях и сердце и понимаете откуда сей "дар" и кто над ним поработал, и откуда эти "учителя света"... И, хотя на титуле указано место, где сия "мудрость" была принята, - Кулу, Наггар, вы начинаете осознавать лишь одно: значит, добрались до самого того места. Сами? Вряд ли. У "учителей света" были свои наводчики. И опять передо мной проходят лица "рериховцев", которые совершают свои "паломничества" на виллу Рерихов в Кулу. Амбициозные и самостные (я отвечаю за свои слова. - Л.Ш.), добывшие деньги на поездку самыми разными путями, они осаждают растерянную Урсулу Айхенштадт, хранительницу виллы, и, где лестью, где наглой настырностью пытаются пройти, а иногда и проходят, внутрь виллы. Возвращаются они в Россию, осиянные совершенным "подвигом", а их избранность уже не подвергается сомнению среди таких же, как и они.Полуграмотный и далекий от постижения каких-либо философских истин М.Лунев из Владивостока издает для рериховского мемориала брошюры и открытки с подбором цитат из Живой Этики, снабженные собственными рассуждениями насчет конца света и неизбежности всемирных катастроф. Им владеет дурная мысль: стать директором Института Гималайских Исследований, который еще и не начал даже восстанавливаться. В мае 1997 года всю эту картину наблюдал посол России в Индии Альберт Сергеевич Чернышев и, мягко говоря, был в недоумении. Мы с ним заехали в Кулу после заседания в Симле Международного Мемориального треста Рерихов. Тогда же, около виллы, ко мне подошла пара молодых индийцев, он и она. Они держали в руках вышеупомянутые брошюры и открытки, и он, несколько робея и заикаясь, спросил меня:
- Скажите, пожалуйста, действительно ли Рерих предсказал конец света и наступление разрушительного времени?
Я объяснила им, что именно Рерих предсказывал и какими идеями он руководствовался. Они долго благодарили и поинтересовались, где можно об этом прочесть. Вернувшись домой, я выслала им две книги Живой Этики на английском языке. В ответ получила восторженное и благодарное письмо. Это лишь один из многих подобных эпизодов, происходящих у виллы Рерихов в Кулу.
И не удивительно, что именно паломничества наших "рериховцев" способствовали тому, что в Наггаре, в Кулу забил тот "чистый источник", который и вынес на поверхность книгу в черном переплете,
записанную, якобы, со слов "Бессмертного Духа", некой Зиновией, " единственной продолжательницей " дела Елены Ивановны Рерих, а заодно и Учения Живой Этики. Вспомните о двусторонней связи с Тонким Миром.
Как отнеслись остальные рериховцы к этой книге и к ее "чистому источнику", который вдруг забил в пространстве виллы Рерихов в Гималаях? С огорчением скажу: нашлось немало тех, кто принял книгу за чистую монету, многие даже не осознали, что под видом Живой Этики в "новом провозвестии" расправляются с Учением. Псевдоучителя "света" кроят по-своему, снимают истинные ориентиры и подсовывают свои, скорее, похожие на болотные огоньки в ночи, которые направляют путников по ложному пути. Почему же до сих пор ни в одном из многочисленных рериховских изданий не появилось нужной информации о фальшивом "Братстве"? Более того, книги расходятся и уже нашли своих последователей в том же рериховском движении. Как все это объяснить? Слабым, сумеречным проникновением в идеи Живой Этики? Страхом - а вдруг это действительно продолжение или даже новая Живая Этика? Полным отсутствием способности к элементарному распознаванию
? Или всем этим вместе?Почему Г.Горчаков, считающий себя борцом за чистоту Живой Этики и под видом этого порочащий Б.Н.Абрамова, истинного ученика Великого Учителя, почему он, главный редактор газеты, не написал ни строчки о творении, пришедшем с пышных Олимпов низших сфер Тонкого Мира? Потому что Горчаков и ему подобные защищают не Живую Этику, а себя в Живой Этике. Отсюда все остальное. Не может быть ничего худшего, чем попытка подменить истинное Учение псевдоучением. Многим известно, и мы сами неоднократно сообщали и писали об этом, что архив Елены Ивановны Рерих, который принадлежит Международному Центру Рерихов, содержит огромный материал по Живой Этике, оставленный самой Еленой Ивановной нам в наследство. Там есть не одно, а много продолжений Живой Этики. Передавая мне эти материалы в 1990 году, Святослав Николаевич Рерих сказал, что они "могут напитать целую эпоху, но сроки должны быть соблюдены". Мы эти сроки соблюдаем, и ни одна строчка не будет обнародована или опубликована раньше указанного времени. Книга Е.И.Рерих "У порога Нового Мира" есть начало исполнения этих сроков. Нетерпение, которое было проявлено в пространстве рериховского движения с самых же первых дней получения ценнейшего культурно-духовного наследия Рерихов и которое продолжает владеть некоторыми и до сих пор, есть причина того "чистого источника", откуда низвергаются материалы и книги, подобные "Братству" (2-ая книга). Пышные Олимпы низших сфер неустанно трудятся, и так же без перебоя действует обратная связь Миров, о которой уже было упомянуто.
Имея в виду сказанное, я прошу "учителей света" и их земных адептов не беспокоиться насчет "продолжения" или "развития" Живой Этики в ближайшие 200 лет, да и в дальнейшем тоже. Тем же, на пути которых встречаются всякого рода контакторы, стоит оценивать качество приносимой последними информации по тем человеческим достоинствам, которыми эти контактеры обладают. К сожалению, среди них нередко распространены самость, слабая культурная подготовка, низкий уровень духовного развития, категоричность
по части принятой или просто придуманной информации, полная глухота по отношению к опыту других, неудержимое стремление немедленно донести полученное "сокровище" до сведения гибнущего человечества в целях его спасения. Именно среди них чаще всего встречаются "великие учителя", "иерархи" и "высокие духи". Именно там же появляются "великие" воплощения. Обычных, рядовых воплощений у таких лиц не бывает. Только царские и, конечно, исторически известные. Последняя ситуация порождает некоторые неудобства, когда возникают сразу несколько Тутанхамонов, Александров Великих, не говоря уже о Соломонах, Клеопатрах и прочих.Полагаю, что среди "учителей света" , восседающих на пышных Олимпах низших сфер Тонкого Мира, есть немало двойников наших контакторов, своими качествами приближающихся к последним, а иногда превосходящих их.
Каков человек по своему сознанию и качествам, таков и слой Тонкого Мира, с которым он вступает в информационно-энергетический контакт. Подобное притягивает подобное.
Но есть и другие люди. К ним бы я отнесла Ольгу Юрьевну Коюрову из Владивостока. Это она прислала мне вышеупомянутую книгу "Братство, Надземная обитель". Это она обратилась с письмом к рериховцам своего города (книга была издана там), стремясь объяснить им, что собой представляет эта книга. Это она сделала первую попытку раскритиковать псевдоучение, распространяемое сейчас по России. Редакция журнала "Мир Огненный" сочла необходимым и полезным опубликовать ее материал. Метод, который выбрала Ольга Юрьевна для своей критической статьи, заслуживает внимания. В статье нет длинных рассуждений и многословия. Автор сделала подборку из цитат, противопоставив параграфы Живой Этики той путанице, которая присутствует в упомянутой выше книге. Получилась очень убедительная картина. Я не буду упрекать Ольгу Юрьевну за то, что в статье есть неточности. Главное совсем в другом. Статья написана чистым сердцем, способным к распознаванию. Последнее много важней самых изысканных и высоконаучных статей. Беспокойство за Общее Дело, мужество, проявленное в защиту Учения, способность вовремя возмутиться духом, - что может быть в человеке ценнее...
О КНИГЕ "БРАТСТВО. КНИГА ВТОРАЯ. НАДЗЕМНАЯ ОБИТЕЛЬ"
ТРЕВОЖНОЕ ПИСЬМО
Дорогая Людмила Васильевна!
Обращаюсь к Вам как к Охранительнице наследия Рерихов. Сложилась ситуация, когда стало необходимым для всего рериховского движения услышать Ваше веское слово. Прошу обратить внимание на прилагаемую к письму книгу и сделанный мной ее краткий анализ и высказать Ваше мнение насчет того, можно ли было выпускать эту книгу под знаком Агни Йоги и под названием "Братство. Книга вторая. Надземная обитель ".
Сейчас многие издают книги, тексты которых, по мнению записывающих, "даны " им свыше. Обычно такие "творения " легко распознать и оценить. Автор "Надземной обители " тоже утверждает, что ее книга включена в серию Учения Живой Этики, данную через Елену Ивановну. Казалось бы, ну что тут такого? Очередной амбициозный медиум ищет земной славы. Можно пожалеть и его, и попавшихся на его удочку читателей. Но ситуация вокруг этой книги сложилась гораздо серьезнее. Попытаюсь кратко описать ее.
Некая г-жа Зиновия, живущая во Владивостоке (приехала из Молдавии), "дама, приятная во всех отношениях", объявила себя от имени Владык прямой преемницей Е.И.Рерих, и даме этой выпала честь "пронести Луч Владык от Востока до Запада", чего якобы "не смогли сделать сами Рерихи, не вернувшиеся в Россию". Взявшись активно за реализацию "высокого поручения ", г-жа Зиновия мимоходом спасла Владивосток от разрушительного землетрясения, срочно вернувшись ради такого дела из Кулу. Г-жа Зиновия производит неизгладимое впечатление не только на соотечественников, но и на представителей различных народов и религиозных конфессий в Индии. Г-жа Урсула позволяет ей писать за рабочим столом Елены Ивановны. Восторженные обожатели пытаются признать в ней воплощение самой Матери Агни Йоги, нс г-жа Зиновия указывает им на ошибку в летоисчислении (родилась она в 1953 году) и называет себя "просто ее прямой преемницей", которой "поручено" продолжать великое дело. Оказывается, что
Учение было актуально только до 1949 года, а теперь в иных исторических, энергетических и прочих условиях Учителя "дают " обновленную Агни Йогу - "Надземную обитель". Книга эта не может быть подвержена критическому анализу, ибо критиковать ее могут только те же самые предатели Рерихов, которые пришли вновь на землю, чтобы рассчитаться с новой преемницей Елены Ивановны. И так далее, и тому подобное.Но самое удивительное, что большинство из читающих - годами! - Агни Йогу приняли "Надземную обитель" за истину. Наиболее заметная фигура среди них (пишу со скорбью в сердце) - Ю.М.Ключников. Это он своим авторитетом благословил книгу в печать и теперь рекламирует ее по городам и весям. Разрушающее влияние этого "откровения " на сознание очень заметно на примере самого Юрия Михайловича, который активно пропагандирует тезис об устарелости книг Агни Йоги ("актуальны до 1949 года") и позволяет себе публичные небрежные высказывания о их создательнице как об избалованной барыньке, у которой было тридцать слуг, тогда как
"эта хрупкая женщина (г-жа Зиновия) писала свое учение одна, в ужасных условиях, в тряских автобусах, в жару"....Уважаемая Людмила Васильевна! Мне тяжко писать обо всем этом, но необходимо, чтобы Вы знали, что происходит в связи с выходом книги "Надземная обитель". Может быть, скоро все наследие Рерихов объявят устарелым. Нелепо ? Конечно, нелепо, но "процесс пошел". Все дело в устоявшемся авторитете Ю.М.Ключникова. Известно, что на таких людей тьма особо нападает, пытаясь уловить и использовать в своих целях. Полагаю Юрия Михайловича жертвою таких уловок. Не думайте, что пишу за его спиной. Он сам может подтвердить, что еще в ноябре 1997 года получил текст того анализа книги "Надземная обитель", который сейчас высылаю Вам, и большое письмо, в котором я советовала взглянуть на все происходящее критически и трезво. В том же ноябре, будучи уже во Владивостоке, Юрий Михайлович отклонил мои аргументы как ошибочные и даже попытался устроить презентацию книги "Надземная обитель ". Однако мое выступление разрушило
его планы, и торжественное шествие "Луча Владык", "восседающих на пышных Олимпах низшего астрала ", не было объявлено в нашем городе реализацией плана истинных Учителей Света. Но авторитет Ключникова так велик, что хотя люди насторожились, но только единицы из их числа отвергли решительно эту фальсификацию. Активисты рассылают книгу по сотням адресов.Мы все помним указанное число 1 000 000 000. Потому не могу равнодушно видеть, как наших людей, добрых, наивных, уводят под чужие знамена. Тьма входит в человека через его мысли, потому и существует понятие "информационная война". Я решительно против прекраснодушных рассуждений типа "пусть сами разбираются ". Опыт показывает, насколько редким является качество распознавания даже среди самоотверженных тружеников рериховского движения, - увы!
Устранилась бы Елена Ивановна в такой ситуации? Нет, это не в характере Великой Воительницы. Вот потому обращаюсь к Вам, уважаемая Людмила Васильевна, как Охранительнице Наследия - не "единиц хранения", но самого Духа Учения, ибо находитесь среди бесценных реликвий, пришедших к нам будто не из прошлого, но из будущего! Вы пронизаны их вибрациями, Вы сумели их спасти, Вы - известная Воительница Света наших дней! К кому еще могу я обратиться с этой горькой историей? Прошу Вас лично проконтролировать вопрос об экспертной оценке книги "Надземная обитель". Когда-то удалось так исказить Учение Христа, что и узнать стало невозможно. Не такой должна быть судьба Агни Йоги!
С уважением Ольга Коюрова
ИЗ ОБРАЩЕНИЯ К РЕРИХОВСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
Уважаемые друзья!
Вы должны быть особенно внимательными к ситуации, возникшей в связи с выходом книги, смело названной "БРАТСТВО. Книга вторая. Надземная обитель". Прошу не спешить с признанием ее реальным продолжением серии книг Агни Йога, а еще раз внимательно исследовать текст. Предлагаю Вашему вниманию проделанный мной ее тщательный анализ.
Хочу обратить Ваше внимание на то, что данная книга выходит из ряда ей
подобных именно по причине приписывания ей принадлежности к "канонической" (по выражению Ю.М.Ключникова) Агни Йоге, данной через Елену Ивановну Рерих. Кроме того, издатели поставили на обложке этой книги Знак Агни Йоги. Это уже принципиальные моменты!
Далее, записавшая текст книги г-жа Зиновия названа в нём прямой преемницей Елены Ивановны; подчёркнута её исключительность ("Дочь Моя, Единственная на Земле..."). "Дочь" проявляет незаурядную активность по пропаганде "нового откровения" силами своих сторонников, число которых множится по всей стране, благодаря активности главного апологета книги "Наземная обитель" - Ю.М.Ключникова.
Основная идея, результирующая усилия указанных лиц, состоит в утверждении устарелости "канонической" Агни Йоги, актуальность которой будто бы исчерпывается 1949-м годом (что публично утверждал Ю.М.Ключников во Владивостоке в ноябре 1997 года) и, соответственно, актуальности "Надземной обители" в качестве замены устарелых (!) книг.
Уверена, что в ближайшем будущем лжеучению г-жи Зиновии и К° будет дана должная оценка в рериховском движении страны, поэтому прошу Вас дистанцироваться от него, чтобы не уронить трудом заработанный авторитет.
В заключение привожу некоторые выдержки из Учения, касающиеся обсуждаемой проблемы.
С уважением О.Коюрова г. Владивосток
* * *
Письма Е.И.Рерих. Т.1.8.11.34:
"...Вы пишете, что Вы не смели подвергать критике книгу. Должна сказать Вам, что проявление непредубежденной, разумной критики или, вернее, обсуждение прочитанного и услышанного всегда и всюду необходимо, иначе как разовьем мы своё мышление и сознание. Именно, желая идти по Пути Служения,
мы обязаны развивать в себе способность распознавания. ...Итак, не бойтесь подвергать мысленному анализу книги, трактующие об Учении и Учителях. Много искажений бродят по миру. Нет кощунства в честном искании и обсуждении, в искреннем желании понять".* * *
Мир Огненный. 1, 66О:
"Распознавание есть одно из наиболее выраженных огненных качеств. Это не чувствознание, но как бы отблеск языка Огненного Мира.
* * *
Письма Е.И.Рерих. T.I. 8.11.34:
"Следует всегда помнить, что низшим ступеням психизма доступны лишь низшие сферы Тонкого Мира, где немало пышных Олимпов и желающих разыграть Учителей Света".
КРАТКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
вышедшей во Владивостоке книги под названием "БРАТСТВО. Книга вторая. Надземная обитель", 1997 г.
Сокращения
М.А.Й. - Матерь Агни Йоги.
Оз. -Листы Сада Мории. Озарение. П.,1. - Письма Е.И.Рерих. Т.1. Б.,48 - Беспредельность, §48. А.Й.,91 - Агни Йога, §91. М.О.,1. - Мир Огненный. 4.1. И.,202 - Иерархия, §202.
Грани А.Й. - Грани Агни Йоги.
0.,77 - Община, §77.
1. Противоречия с книгами Живой Этики
§ * 424: "Мой Мир необыкновенно щедр, но ты должен прежде ответить Мне, для чего тебе нужны богатства эти: для расточения или приумножения!"
§ 75: "...Пламень сорвет все маски и обнаружит сущность каждого. Будьте щедры со всеми, ибо Мои сокровища - ваши сокровища. Смело расточайте их, ибо Я заповедал расточительность -расточительность Духа **.
§78: "...Я заповедал вам расточительность. Я указую вам бережливость..." § 167: "... Так зёрнышко к зёрнышку соберите богатство духа вашего. Я заповедал Умножение".
- Здесь типичный пример противоречивости мышления, а не вмещение противоположностей, ведущее к синтезу, т.к. в этом случае дуада противоположений должна выглядеть так: "приумножение - щедрое даяние", но никак не отвергаемая Учением "расточительность"; см. М,0.,1, 183: "Расточение Агни происходит здесь, среди всех чудес Природы... Обычно расточение Агни совершается в буднях и в сумерках духа..."
АУМ, 142: "...Обычно относятся с презрением к расточительству, но разве мысль не расточается? Разве великий дар, полученный с трудом, не уничтожается..."
"Грани А.Й." XII, 73: "Нельзя смешивать противоречия с противоположениями. Противоречия отрицают и нейтрализуют друг друга, противоположения утверждают. Нет дня без ночи... - это противоположения. Но противоречия ничего не утверждают. Они разрушают друг друга и прежде всего сознание, в котором они процветают..."
§ 87 чрезвычайно противоречив: "Не стоит сомневаться тогда, когда перед вами очевидное. ... Так очевидность, порой, бывает обманчива. Глаза могут солгать, но никогда не солжёт сердце. Ему верьте, оно не обманет, ибо сердце знает то, что недоступно ни одному органу". § 447: "Отрицанием очевидности может занять ум только глупец". § 490: "Слепни не видят и не слышат, и не хотят признать очевидное".
А.Й., 22: "Нет более несправедливого суждения нежели на основании очевидного действия. Узнавая кажущееся следствие, люди теряют нить действительности".
О., 77: "Вы называете фактом следствие его, но Мы можем отличать истинный факт, незримый вам. ... Когда Мы говорим - идите против очевидности, Мы хотим сказать - не попадайте под иллюзии прошедших событий".
О., 206: "Именно - борьба против очевидности*. Реальность - не очевидность. Очевидность по всем признакам не отвечает
действительности.... Община борется за действительность".
О., 225: "Будда указывал различие между очевидностью и действительностью. Его сравнение очевидности с миражем годится для любой современной беседы. Можно ли распознавать течение истинной эволюции, если слепая очевидность заслоняет действительность и предубеждение является установившимся мнением?!"
О., 231: "Очевидность есть куриная действительность".
*3наком § обозначены цитаты, взятые из книги "Братство. Книга вторая. Надземная обитель."
**3десь e далее выделения курсивом автора статьи.
Б., 74: "Люди, ограничиваясь только очевидностью и чувством показушным, ограничивают свой мир".
М.О.,3,507: "Только огненное сердце предчувствует, и для него очевидность не существует".
Хочется спросить автора исследуемой книги:
- Так кого Вы называете глупцом - Будду или Давших Агни Йогу? И каков Ваш мир, названный в Учении "куриной действительностью"? Следует, однако, признать, что "порой" и Вы можете заглянуть за мираж очевидности (§ 87), но Ваш назидательный совет прислушаться к сердцу, которое "не солжёт", к сожалению, не подкрепляется собственным опытом: имей Вы огненное сердце, Вы бы не защищали "очевидность", которой для него не существует.
§ 139: "...Сердце лишь заполните Любовью не ко Мне, но к людям, ибо им Мои дары предназначены".
- Воистину, откровение! Но - против Учения Христа, против Агни Йоги, пламенно и вполне определенно призывающих на первое место ставить любовь к Иерархии Света!
...Однажды иудейский законник, желая испытать Иисуса Христа, спросил Его: "Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?" Иисус Христос ответил ему:
"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки". Стоит ли ещё комментировать?
§ 177: Беспредельность "ждет вас, познавших верное решение: "Отвернуться от достигнутого, чтобы вновь и вновь начинать всё сначала". Такова поступь Духа восходящего. Так приходят к Посвящению Те, Чей Путь беспределен".
- Здесь речь идёт о страшном: о беспредельном топтании на одном месте. Нигде в Учении не встретишь такого отношения к Сизифову труду! Здесь однозначно - не идёт речь о восхождении по спирали.
§ 218: "Урусвати знает дар Огня. Негасимое пламя питало её токами бессмертными, изменяя всю структуру человеческую. Непреодолимый страх прошёл, сменившись на немеркнущие токи бесстрашия". § 471: "Нет прибежища более надёжного, Скажу Я вам, чем под Кровом Творца Всевышнего. Мир Его не ведает повадок звериных и страх не живёт там, даже в зародыше, угасая уже на подступах к Дому Всевышнего ".
- Утверждаю, что приведённые выше §§ 218 и 471 при сопоставлении являются оскорблением Матери Агни Йоги! Вывод: исследуемая книга,
содержащая выражение "непреодолимый страх" в отношении Урусвати, даже если рядом стоит слово "прошёл", есть ложь и изощрённое оскорбление М.А.Й.
Для тех, кто позволяет себе спокойно "проглатывать" подобные выражения в отношении Урусвати, полезно освежить в памяти Её Образ и значение Её подвига (см. весь § 500 в Х томе "Граней А.Й.", где, в частности, говорится: "являть собою Истину Учения Жизни может лишь дух очень высокий. Матерь Агни Йоги являла собою синтез Учения. Нет ошибок и нет искажений в том, что в Моих Лучах писалось сё рукою. ...В веках, когда Учение Жизни дойдёт до сознания многих и наука об огненных центрах человека получит признание, подвиг М.А.Й. будет оценен по справедливости. ..Данное через неё Учение Ж.Э. дано человечеству на грядущие долгие века на пороге Века М").
§ 222: "По слову судим о человеке: что он говорит, таков и есть сам. ...По словам распознаём нутро, ибо они являются плодами, мыслями рождаемыми. ...Слово даст ключ к распознаванию, слово поможет проникнуть в суть неизреченного. Так и узнаем послов миров разных и прислушаемся к слову лишь тех, кто несёт весть добрую, светом чистым заполненную, ибо от Бога она".
- Как бы в мире исчезла ложь... А в "Гранях А.Й." говорится о том, что в будущем за спиной оратора будут ставить специальный экран, показывающий излучения человека; только тогда слушатели смогут уверенно судить, правдив ли человек, - по излучениям, а не по словам! О фарисеях и книжниках сказано было давно. Но не улучшились люди. Учение призывает судить по делам о ценности каждого для эволюции (и дела человека коррелируют с его излучениями).
... Хотелось бы, конечно, получать только добрые вести, но достижимо ли это в мире, где идет Армагеддон? Да и в древности достаточно примеров того, как любящие только "добрые", убаюкивающие вести расправлялись с теми, кто напоминал о суровой действительности (Кассандра, например). Известно также, чем кончили любители сладких грёз.
§ 244 - изысканная путаница понятий. Параграф весьма обширен и целиком здесь приводить его не будем. Заметим, что здесь допущено очень опасное выражение "внешнее фальшивое свечение". Обширный том можно составить /и эта работа уже ведётся/, собрав из книг Учения и "Граней А.Й." всё, что касается излучений человека. Лейтмотивом в этой подборке звучит мысль о том, что излучения не лгут, что именно постановкой дела фотографирования аур человечество решит многие насущные проблемы: управления обществом, педагогические, медицинские, сельскохозяйственные и др. Указывается также, что тьма предпринимает всевозможные попытки, препятствуя применению эффекта Кирлиан. Использование выражения "внешнее фальшивое свечение" в данном контексте может быть отнесено к таким попыткам. Отметим также, что нигде в Учении термин "свечение" не употребляется в том смысле, как образно принято говорить о лицемерии, фальши - "фальшивый блеск бриллиантов".
§ 235: "Сладость грёз приходит вместе с загадочными снами, проявляющими мир мечты. В лёгкой дымке дремотного состояния можно различить причудливые строения, предстающие подобно замкам волшебным. Там поселилась сказка, в которую поверить трудно, ибо человеку ближе понятие трагедии в жизни, чем сказки чарующей... Мир Грёз, Мир Мечты реальность, ожидающая каждого... Смело шагните в объятия грёз, ставших реальностью. Управляйте своим царством. Я дарую вам власть светлую править в собственном Мире Мечты, в Царстве Сказки, воплощённой в жизни. ...Я ввёл вас в сказку, примите и возлюбите Мир Грёз - Мир Света, Мир Огня".
§278: "...Я люблю видеть тихое мечтательное выражение и ясный блеск загоревшихся глаз, проникающих за границы зримого в мир невидимый, где
ткутся узоры высших грёз".
- Конечно, Высшие Миры прекрасны, конечно, и мечтать надо! Но как можно истинную действительность - Мир Огненный - назвать Миром Грёз? Это уже не поэтический .образ, это уже ближе к понятию майи, уводящей от реальной, действительной жизни.
"Грани А.Й.", XI., 310:
"Когда говорится о майе, понятие это надо брать в очень широком масштабе, добавив к этому майю Тонкого Мира и иллюзии Девачана. Майя сопровождает неосвобожденного духа во всех мирах. И только Огненный Мир открывает врата к истинной свободе. ...Неосвобожденных Платон называл связанными душами".
- Не майя ли Тонкого Мира сладкоречиво баюкает читателя?..
О "зазванных на свой двор":
§412: "...И назад идти не хотят, увлечённые рассказом вашим привораживающим о садах райских и блаженстве там вечном".
- Такие ли дикие представления о Высших Мирах имеют читающие Агни Йогу? Скорее, это ученики наставника, давшего "Надземную обитель", т.к. в подлинном Учении четко сказано:
П., 1.19.3.33:
"Ведь невежды думают, что песни и арфы удел небожителей! Нужно рассеять это заблуждение. Нигде нет указаний, что трудно лишь на Земле, но по сравнению нужно сказать - если здесь досаждают бесы, то Архангелу сам Сатана. Так нужно понять действие и постоянную борьбу с хаосом. Нужно признать её как единственный путь и полюбить её как знак доверия Творца!"
§ 289: "Кто вам сказал, что Мир на грани катастрофы?! Кто может запугать детей Моих? Вам Космос ристалище являет разве, силы потусторонние скрестив на поле битвы? Не верьте палачам, что возвещают кончину Мира..." и т.д.
- И далее со свойственной источнику книги противоречивостью:
§ 290: "Отважно ступивший на тропу уже предвосхищает накал битвы пространственной. Сражается мысль! И которая из них победит, та и будет править миром, задавая свой ритм".
- Оказывается, битва-то всё-таки идёт!
§521: "А если бы увидеть смогли всё, что окружает вас в этой так называемой пустоте, воистину, ужаснулись бы. ...Истинное ристалище устраиваете над головами вашими: светлые порождения постоянно атакуются тёмными, и борьба за власть достигает границ крайних. Тёмный и светлый лучи находятся в противоборстве вечном, а вы питаете попеременно то один, то другой, продолжая противостояние их бессмысленное"(!?).
§ 500: "...Но планета, подвластная срокам эволюционным, вступает в новую фазу развития, а человек отстаёт от требований законов вселенских. Противопоставив себя единому целому, он стоит на краю пропасти гибельной, вместе с собою желая захватить весь мир в падении своём в бездну забвения"
.- § 500 весьма обширен именно по причине высокохудожественного описания Мира на грани катастрофы (что отрицается в § 289!).
Особого внимания заслуживает вскользь упомянутое в § 521
"бессмысленное противостояние" Света и тьмы (!!).
П.,1, 19.6.33: "Борьба против хаоса есть сама основа жизни Космоса". 0з" 3.11.2: "Пусть сегодня запомним: небо труда и борьбы". Б.,48: "Борьба пространственная проходит нитью через всё существующее". И.,202: "...разве не нужна сила сопротивления, чтобы приучать нас к противостоянию непроявленным стихиям?... Можно ли сетовать на развитие противостояния злу? Нет, конечно, нет". И.,378: "Противостояние злу является одним из основных качеств ищущих Иерархию".
- Кому-то ещё нужны комментарии?.. §454: "Переживания порой нужны, чтобы пережечь ткань нервную и дать ход токам новым ".
И.,190: "Подумайте, в каком состоянии окажется тонкое тело, где тончайшие нервы занимают значение скелета!"
А.Й.,371: "Не мускулы, но огненная волна нервов заслуживает внимания. Нужно восстанавливать и питать её".
И..191: "Ничто не может так укрепить нервное вещество, как Цепь Иерархии. Но как утвердить людей в смысле признания Иерархии? Даже слушающие о ней нс принимают [Её] как жизненное условие и тем вредят и себе и Великому Плану. Незаменим и неочищасм вред, причиняемый Иерархии, даже нс могу назвать его ошибкою, это уже отступничество; не легкомыслие, но предательство".
М.0.,1.,91: "...нужно проявить высшее уважение к сложности аппарата, соприкасающегося с Огнем. Тончайшие золотые сплетения нервов почти неуловимы глазом. Нужно заглянуть в них третьим глазом, чтобы навсегда запомнить и проникнуться уважением". "Грани А.Й.",У1:
61: "Одна вспышка гнева может пережечь провода, и потребуется некоторое время на восстановление. При повторных и частых вспышках провод перестаёт действовать, ибо восстановление не поспевает за пережиганием. Этим особенно опасно раздражение в ученике".
69: "Очень опасно постоянно переживать неприятности, причинённые тьмою, говорить о них, сетовать на них, жаловаться и переживать их снова и снова. Такое состояние сознания делает его открытым для всё новых и новых тёмных нападок и делает его совершенно незащищенным".
156: "Итак, только в свете своём можно увидеть Свет Высший. Отсюда забота о собственном свете, о том, чтобы аура его излучала. Все мысли, эмоции и чувствования человека обладают той или иной степенью светимости или отемнённости. ...Бодрость и стойкость духа можно сохранять и при самых сильных антагонистических токах. Не Говорю о радости, ибо радость - это особая мудрость, и не всякий способен её удерживать под неблагоприятным пространственным воздействием. Всё дело в том, чтобы причины переживаний не носили личного характера. Сверхличная скорбь, печаль или тягость не замыкают сознания в круг безысходности, в то время как личные -
лишают доступа Света".- При внимательном чтении § 454 исследуемой книги ясно, что тут нет речи о сверхличных переживаниях, т.к. говорится об "Адовом пламени" ненависти, .сомнения, страха и злобы. Охваченный пламенем человек "судорожно хватается" за молитву, в результате чего "отчаяние сменяется более устойчивым чувством переживания, а это уже свидетельство реакции верной, указывающей на то, что процесс выздоровления идёт верно" (!). В связи с этим заявлением см. "Грани А.Й.", V1.69 - о том, насколько устойчивые переживания опасны после Перехода Великих Границ, так называемой смерти, поскольку в силу их отемнённости они магнитно вытягивают дух в созвучные им вихри и воронки ужасных низших слоев, порой безвозвратно; см. также "Грани А.Й.", VIII, 276.
§ 129: "
... Союз огня и воды может быть прекрасен, ибо нельзя назватьих антагонистичными друг другу. Люди, рожденные под различными знаками, ищут себе спутников, сообразуясь с принадлежностью к определённым стихиям. Это верно, но выше единения тождественности может быть лишь синтез. Можно найти тысячи примеров, как неудачно сложились отношения людей с едиными знаками, стихиями и прочим. Дело заключается в различии вибраций, излучаемых самими людьми. Так должны быть учтены многие факторы, в целом слагающие гармонию межчеловеческих отношений. Не бойтесь синтеза - в нём заключено многое, что способно дать новый, яркий всплеск Огней. Идите к Новому".
-Будем честны: здесь в противовес Учению содержится призыв саботировать соответствие стихий при вступлении в брак. Люди, конечно, далеко не всегда имеют тождественные излучения, но это не отменяет поиск носителей сходных излучений, исходя из соответствия стихий, как советовала М.А.Й., указывая, что в будущем люди будут сочетаться браком именно по стихиям! Ибо только это обеспечит возможность родить жизнеспособное потомство.
А.Й.,75. "...Люди легко нагромождают элементы несоединимых стихий. Они сочетают отцаогонь с водою-дочерью и землю-матерь с воздухом-сыном. ..Люди не только по излучению, но по основе стихий различаются. Основа остаётся незыблемой. Именно по стихиям лучшие сочетания".
- Однако основной вред § 129 "Надземной обители" даже не во внесении путаницы в вопрос о сочетании стихий, но глубже: в сознание читателя вводится мысль об устарелости книг Учения, данных через Е.И.Рерих, данных десятилетия назад. Ведь если с точностью до наоборот можно ревизовать вопрос о стихиях, то столь же "творчески" можно оспаривать и другие основы!
§ 489 - опаснейший для многих доверчивых, особенно молодых, душ. Вначале будто бы речь идет о нисхождении Монады духа, точке Поворота и восхождении духа. То что на этот процесс требуется огромное количество воплощений - азбучная истина. Но в §489 читатель, которому "назначено восхождение со дна бездны", вводится в заблуждение, причем умышленно
и сознательно! - "Вам будет достаточно и одной жизни, чтоб одолеть расстояние; но последователи могут потратить тысячи воплощений, прежде чем достигнут Миров Огня". Читателю, чтобы спасти со дна бездны "злобою вспоенных" и одетых в плоть, "выкормленную желчью", оказывается, необходимо "себя забыть (вроде бы так и Христос говорил!) и отождествиться с теми, кто пребывает на дне, облечься в шкуры и вкусить все мелкие прелести жизни их, чтоб каждой клеткой плоти ощутить, что ты - один из них. Но, питаясь их пищей и облекаясь в одежды их тленные средь жуткой вакханалии пира разгулявшегося, почуять должен тоску о чистоте сфер целомудренных и всем существом презреть болото зловонное, средь которого жизнь тебя поставила. И ты пойдешь, не зная пути, и ты проторишь его сам".Таким образом, путь подвига по спасению заблудших предлагается "Нашим последним Учителем" (§ 485) во "втором зове" (§ 447) в его "Слове, сказанном ныне, более всего прежде данного призывающем к Действию" (§ 462 ), следующий:
- в течение одной - этой - жизни пасть в "зловонное болото", "отождествиться" с ним,- до последней клеточки, - т.е. стать одним из вспоенных злобой и желчью выкормленных, затем вдруг отчего-то почуять тоску о чистоте сфер "целомудренных" и рвануть к ним, "не зная пути", но отчего-то оставляя "лучистый след" для подобных - один к одному! тебе. Кстати, а почему они сами-то не могут почуять и рвануть, коли ты сам точно таков же, как они?..
...Вспомните Великих, на протяжении тысячелетий являющих пример для тех, кто еще способен к эволюции. Никто из Них не шел таким диким путем. Босые, голодные и холодные, мучимые теми, кто "вспоен злобой", Они не становились одними из них, а, напротив, подвигом своей жизни утверждали в Себе высшие духовные качества, которые и оставили
немеркнущий на протяжении веков лучистый след. Путь для способных эволюционировать.
"Грани А.Й.", 55: "...недопустимо подпадать под влияние обычных людей и позволять им воздействовать на волю и ее подавлять".
"Отождествление"- это добровольное превращение своей сущности и воли в сущность и волю "вспоенных злобой".
§ 297 - обширнейшее описание процесса, который в Агни Йоге обозначен выражением "дом, разделённый в себе, не устоит", здесь же процесс завершается благополучно, более того, разделение в себе рекомендуется для получения знания: "...и в заданном воплощении она (душа) должна сфокусировать на себе две эти точки", - имеется в виду наивысшая точка подъёма духа и наинизшая точка падения тела, где оно бездумно предаёт себя разложению, покрываясь слоем зловонного ила". Эти два процесса идут одновременно, и что любопытно: "как бесстрастный наблюдатель она (душа) прослеживает все движения тела, вырвавшегося из-под контроля духа. И если плоть грозит растерзать самоё себя о подводные камни глубоких вод майи, то душа призовет вольный дух, чтобы он взял на себя непосильную задачу извлечения тела из плотных тисков материи и, выполнив её, из праха воссоздал звезду". И т.д., и т.п.
Вот вам описание процесса одержания, когда вместо "единорога устремленного" имеете "дом, разделённый в себе". "Вольный дух" - это дух со стороны, это развоплощённый дух, ищущий описанное заблудшее тело и слабую душу, которая, кстати никак не может быть "бесстрастным наблюдателем", это дело Безмолвного Рекордера - Зерна Духа, от воплощения к воплощению облекающегося в ту или иную форму временной личности, которой и присуща так называемая душа.
§ 299: "Я уже Набрал Число Войска Моего, но велика Беспредельность, и Я с радостью умножу число Воев Моих, взошедших тропою Мужества и познавших Подвиг".
§ 447: "...Зов Мой Прозвучал для всех, и даже дважды, ибо пришедшее новое поколение имеет право услышать его в тот час, когда стоит на грани сменяющихся двух величайших эпох".
§ 596: "Зачем же Я Буду Говорить через посредников, когда языками всех наций мира Владею! И каждому Дам Я Дар Свой без всяких переводчиков, высказав все пожелания, прилагаемые к нему".
- То, что уже "набран" 1 000 000 000 Воинов Света , радует, но от чего же тогда всё ещё не осуществилась победа Света?.. Ведь приход Сроков именно зависел от готовности человечества...
- Неожиданно расточительным звучит также отказ от переводчиков. И заметьте! - как продвинулось человечество: если во времена Рерихов чистейший Приемник Учения был явлением уникальным, готовившимся тысячелетиями под руководством Учителя Света, то теперь, якобы, в каждом народе есть такой приемник, способный без искажений низводить с Небес на грешную Землю истину.
- Может быть, кто-нибудь ещё помнит, что в Учении, данном через М.А.Й., было сказано о том, что Зов даётся один раз в столетие
?..Кстати, когда где-то начинаются разговоры об особых правах молодых, ("новых поколений"), это, как правило, приводит к социальным драмам (вспомните так называемые "бархатные революции"); именно отвержение принципа Иерархии является основной спекуляцией на тему "особых прав" молодёжи.
II. К вопросу о стиле книги, смело названной "БРАТСТВО. Книга вторая. Надземная обитель"
Большую часть книги можно отнести к пустому словотворчеству, словоблудию, перемежающемуся с псевдохудожественными красивостями, занудливой назидательностью и ощущением полного отсутствия Огня.
"Грани А.Й.", Ill, 240: "Слов опасайтесь. Там, где слова, и там, где их много, что-то неблагополучно. Под многословием всегда скрыто какое-то неблагополучие. ...Мы говорливых не любим. Достигший не говорлив". М.0.,11,79: "... в Мире Тонком легко найти высокие Поучения".
Ещё одним веским, на наш взгляд, аргументом за то, что эта книга дана не из Высокого Источника, является её стиль, начинающий буквально душить читателя после чтения первых 60 параграфов: неумеренное многословие, "чарующие" псевдокрасивости соседствуют с грубой бранью, абсолютно не соответствующей тому уровню сознания, с которого дана Агни Йога, "Грани А.Й.", всё Наследие Рерихов. Чтобы это не звучало голословно, придется привести образцы этого "литературного творчества", причём надо отметить, что возникает впечатление, что автору доставляет какое-то странное наслаждение само смакование описаний, подобных приводимым ниже.
Итак, цитируем "Надземную обитель":
§ 591: "Раскатами грома прозвучала весть Моя и заставила вздрогнуть всю рать бесовскую. Замерли челюсти, жертвы свои пережёвывающие; окаменели уста, кровь сосущие, и Дамоклов Меч увидели свисающим над собой. Не в рты заглянуть ваши Пришёл Я, но для того, чтобы закрыть их, Видя всю алчность аппетитов утроб ненасытных. ...Анафему готовили?! Беду пророчили да гибель вещали Стране Моей Дивной?! Что, ноги ваши в землю вросли, и от страха закаменели смердящие тела ваши?!" - И т.д.
§ 468: "А уж как охотно человек берётся судить другого, просто диву даёшься. И уж так искусно разложит по косточкам, что любой анатом позавидует мастерству расчленяющего. А что бы себя не попробовать так же разложить, да не "по матушке", как другого, а ещё покруче раствор подсолить! Вот в сравнении и познаём-то правду-матушку о себе. Ох, уж, и не понравится она, да ведь насильно мил не будешь и сам себе опротивеешь. Да и не к чему себя заживо замуровывать-то, глядишь и получится чего путное, авось да выведет кривая на путь-дорожку ровную. Отчего же не попробовать?! Любо-дорого будет взглянуть на себя: как чурбан неотёсаный, да вдруг в ясного молодца преобразится, тут и о красной девице подумать не грех". - И т.д.
В подобном же стиле выдержаны и другие параграфы:
§ 485: "...а здесь же море крючков, за которые, как за сучки, зацепиться можно и все мозги изодрать в клочья от белиберды лицезримой".
§ 486: "...и как пираньи жадные, обглодать до костей детище рожденное". "Но смердит нутро гнилое, и. Свет Знания несущим, Предуказал Я Зоркость явить, дабы уберечь от лап грязных дитя, в целомудрии оков рожденное ими".
§ 410: "Не знают чувства приличия псы рассвирепевшие, и до приличий ли им, когда чуют смерть неизбежную и воют душераздирающе, пытаясь отдалить её от себя".
§ 448: "Влачащийся за каждой юбкой разве не схож с блудливым псом, рыскающим по помойкам! ...Эволюционными ступенями поднимающемуся человеку можно ли вести себя, подобно последней скотине... и не оскверняйте святилищ ваших, допуская к алтарю волчар страшных, под шкурой овечьей клыки прячущих, ибо, улучив момент,
оскалят они пасть страшную. И в чреве вашем попытаются дать жизнь волчонку серому, что отравит и жизнь вашу, и близких ваших".§ 565: "Знаем природу людскую, Знаем слишком хорошо, чтобы Уберечь Себя от лишних действий, в отношении мертвяков предпринимаемых
".§551: "Да хоть сами посудите, пораскинув мозгами имеющимися..."
§ 597: "Вот тут-то и скажет душа добрая: что, насосался - а теперь пора и честь знать. И лопнет шкура натянутая, затопляя себя в крови чужой, и брызг своих не соберет от единого щелчка, в лоб полученного. Здесь не йоги живут, подставляющие тела для тварей кровососущих, здесь иной народец живёт, и характером покруче будет: из глаз искры посыпятся, коль сильно присосешься и меру потеряешь. Наш брат Иван философией простой владеет: терпеть, так уж до конца, а если нет, так "чтоб всем тошно было". - И т.д.
§ 374: "Не вырывайте ручонками грязными Водительство из Рук Моих!"
§ 319: "Грубость и хамство не допустимы в отношениях человеческих. Не в стае хищников живёте, чтоб клыки выставлять острые на любое позитивное замечание в сторону вашу. Подобно своре голодных псов мечетесь, не зная выхода злобе вашей сокрытой, и готовы выплеснуть её на первого встречного. Чем виноват тот, на кого вы готовы наброситься в любой момент и перегрызть ему глотку?! Ах,
он не разделяет ваши взгляды и не желает пополнить вашу свору оголтелую! Ату его!"-И т.д., и т.п.-Обратите внимание на настойчиво повторяющуюся странность: во многих параграфах вместо выражения "на землю (на Землю)" пишется "в землю", например, §§ 428,453,529 ("орёл должен в землю спуститься "),534,542( и "ты уже в земле будешь служить делу Надземному"), 550,569, и мн.др. Такая настойчивость, видимо, имеет какой-то смысл?..
-Поражает будничность пересказа идей, почерпнутых в Учении Света (например, §§ 428,455, 573 и мн. др.). Новизны нет, углубления темы нет; устремлённости в будущее нет, вдохновения нет, - ничего нет! А есть небрежная обывательская говорильня. Уместно вспомнить возглас ребёнка: "А король-то голый!"
Еще пример небрежности стиля:
§ 217: "Совсем не обязательно думать о другом плохо. И совсем не нужно оценивать чьи-то поступки, когда свои на виду и требуют самой серьёзнейшей оценки".
- То есть думать о другом плохо нужно, но не обязательно! Вот логика фразы. Оценивать поступки свои и чужие надо, как же иначе развивать мышление (" всё познаётся в сравнении"), как иначе научиться обсуждать без осуждения?
-Каким-то странным внутренним диссонансом отдаёт фраза из § 194: "И, ставший магистром, однажды поймёт... "- В "Тематическом Указателе по книгам Ж.Э. "(Рига: "Мир Огненный", 1996) нет слова "магистр", нет его и в "Гранях"..,Учитель, подвижник, герой, Архат, Владыка-о Них говорится в Учении Света, а "магистр" ...Может быть, это какая-то другая иерархия?..
Далее, тот, кто диктовал текст, неоднократно благодарно упоминает ту, которая дала ему возможность принести людям "Дары Духа Несметные", перемежая восхищение ею угрозами в адрес тех, кто не примет её избранности, богоизбранности (§ 348: "Дочь Моя, Единственная в Мире... Дочь Моя-Жемчужина Неба Восточного..."). Этому посвящены §§ 347, 348, 440,493, 535,592 и др. Интересно так же заявление-угроза о том, что предавшие когда-то . Урусвати воплощены сейчас в лице противников "Дочери, Единственной в Мире" и именно с ней будут вести кармические расчёты в связи со своим предательством Урусвати: как к магниту притянутся к "преемнице", "продолжающей путь Утренней Звезды" (§ 440).
§ 440: "...Они предали Мир Мой и должны заплатить тому, кто Послан Мною. Монетою чистою, кровью предательства нового незапятнанною, пусть долг погасят... И, помня о том, что Сказал Я вам, подготовьтесь к расплате, ибо она неизбежна. Я взыскую Своё".
- Таким образом, каждый, кто дерзнёт критически высказаться в адрес рассматриваемых здесь "Даров Духа Несметных", автоматически зачисляется в бесславный ряд предателей
М.А.Й., типа Хоршей. Чьё сердце не содрогнется от такой перспективы?! В старой сказке только ребёнок, несведущий в интриганстве, высказал то, что видели все: "А король-то голый!"
Справедливости ради, надо подчеркнуть ещё раз, что в рассматриваемой книге встречаются и места вдохновенные, повышенных вибраций, будто это иной автор передавал. Но задача данного исследования выявить так называемые "ложки дёгтя".
Подводя черту под главой "К вопросу о стиле...", хочу особо подчеркнуть, что приписывать Махатмам приведённые выше образчики стиля и обывательского мышления означает:
1) проявление глубочайшего неуважения к Ним; 2) неглубокое понимание и усвоение прочитанных ранее подлинных книг Учения.
В связи с изложенным в §§ 353, 347, 348, 440, 493, 535, 592 и 600 полезно ещё раз перечитать письмо Е.И.Рерих от 17.02.34 (П.,1):
"...человеческая природа всюду одинакова. Зло всюду одно нетерпимость и страшная исключительность, которые разлагают все Основы. Председатели многочисленных обществ и лож одинаково претендуют на своё исключительное право на авторитет во всём, что касается Учения, данного Великим Братством. Причем некоторые желают быть и единственным каналом, через который может проводиться Высокое Учение. Но в скудости мышления они забывают, что Великое Братство, стоящее во главе и на дозоре эволюции всего человечества, не может ограничить себя одним или даже десятком проводов или приёмников, и притом преходящих! ...Великое Братство... широко пользуется всеми возможностями, чтобы протолкнуть спасительное Учение".
Сравните § 600: "Я Сказал всё, что Желал Сказать вам. ...более, чем Сказано, уже не может быть Дано Учением Жизни".
РЕЗЮМЕ
П.,1,23.08.34:
"Многие наивные люди полагают, что тёмные силы действуют лишь злом, развратом и преступлениями. Как заблуждаются они! Так действуют лишь грубые и силы малых степеней. Гораздо опаснее те, кто приходит под личиною Света. И прельщенные несчастные, не обладая истинным распознаванием огней сердца, как мотыльки, летят на испепеляющий их чёрный огонь.
Невежество, отсутствие чувствознания толкают их в объятия тьмы и лишают надолго, если не навсегда, благотворного воздействия и притяжения лучей великой Твердыни Света"."Грани А.Й.",У,371:
"Будем помнить, что тёмные на страже всегда, чтобы нанести хотя бы какой-нибудь вред. Они знают прекрасно, что наибольший вред может быть причинён, когда запущена хотя бы одна тёмная мысль. Поэтому особенно опасайтесь малых мыслей. Большую заметить легко и от неё оборониться и усилить контроль, но малая требует особо острого внимания".
"Грани А.Й.",1,60:
"Очищение всех великих Учений необходимо, и сроки приходят для этой всепланетной задачи".